Моя педагогическая философия

 «Жизнь - бесконечное познанье. Возьми свой посох и иди!» - написал когда-то Максимилиан Волошин. 

Мой предмет – география. С одной стороны, это точная наука, в которой всё подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследования. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями. С другой стороны, география – это предмет мечтателей и путешественников, наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли. 

Создавая условия для изучения географии, разве не я создаю условия для познания всего мира и человека?

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.  

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький, " - говорил Конфуций. 

Путь размышления, самый благородный, подобен пути ручья.

Маленький горный ручей бежал, спотыкаясь о камни, бессильно падал в пропасть, выкарабкивался и снова бежал, каждой каплей стремясь к океану. 

Я спросил у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:

          – Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову.

Придя на эту Землю, мы ощущаем себя маленькими и беззащитными ручейками, тонкими и слабыми. Нам хочется быстрее узнать, что там за горизонтом, за этим холмом, морем синим и неспокойным.  Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу.  Как тот ручей, который пробивает свое русло, бурлит и разливается, чтобы дать себе «жизнь» - течение вод светлое, звонкое, чистое…

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти два понятия уже неотделимы! Наверное, это и есть стержень моей жизни, главная моя дорога, – мой путь, зовущий и ведущий к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих детей.

Путь подражания - это путь самый легкий.

У одного выдающегося врача был очень старательный ученик. Однажды к великому лекарю привели слепого. Учитель указал ученику, какие компоненты и в каких пропорциях смешать, чтобы получилось две лепешки. Эти лепешки были приложены к глазам слепого, и тот прозрел.

Сосед ученика тоже был слепым. Думая, что он уже знает, как лечить слепых, ученик приготовил в точности такие же лепешки и положил на глаза соседу. На следующий день у незрячего соседа глаза вытекли.

Ученик в слезах прибежал к наставнику:

— Как же так, учитель? Я все повторил в точности как в прошлый раз…

В глубокой печали врач ответил:

— Слепота бывает от разных причин: от сухости организма и от влажности, от внутренней жары и от холода. У тысячи слепых тысяча причин.

Нельзя взять чей-то опыт и полностью, один к одному, его повторить. Педагогические образцы не должны вытеснять мысль и собственный поиск. 

Педагогическим ремеслом можно овладеть, подражая опытным коллегам и следуя методике. Мастерство отличается от ремесла тем, что учитель-мастер задает эталон деятельности. Педагогическое мастерство - это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Но есть ещё и талант. Настоящему таланту вряд ли стоит подражать. То, что делает талантливый учитель, доступно и посильно лишь ему, как отмеченной талантом личности. Талантом, наверное, можно восхищаться. Можно искать секреты успеха. Вот только заимствовать чужой талант нельзя.

Путь опыта - это путь самый горький.

Однажды спросил ученик у Учителя:

 - Как быстро ко мне придёт опыт?

 Усмехнулся Учитель и ответил:

 - Он приходит постепенно и вытекает из горьких  уроков и ошибок, которые нам преподносит жизнь.

 - Опыт на горьких уроках, а почему не на счастливых? – удивился ученик.

 - Только в тот момент, когда ты поймёшь, что твоё желание не исполнится, ты получишь опыт. И так от одного разочарования к другому, пока ты не обретёшь уверенность в себе и своих поступках. 

Труд учителя можно сравнить с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика. Помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть, и талант. И в этом поиске ведущая роль моя, его учителя.

 Я должна  научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим, приобретать собственный опыт, пусть порою и горький.  Недаром говорил Конфуций:  «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Наверное, да. У  меня есть дело, без которого я не могу представить свое будущее. Я вместе со своими учениками  поднимаюсь по лестнице познания мира. Иду рядом с ними.  Не паникую, а указываю дорогу, направляю. Поднимаюсь  чуть выше, протягиваю руку.  Заставляю дотянуться и отпускаю от себя, радуюсь победе. Потому что она и моя тоже.